Главная

Технология ЭКМО меняет перспективы ведения тяжелых больных в реанимации

Технология ЭКМО меняет перспективы ведения тяжелых больных в реанимации


Технология ЭКМО меняет перспективы ведения тяжелых больных в реанимации

Юридически в отделениях интенсивной терапии больные погибают не от болезни, а от синдромов: чаще всего дыхательной недостаточности, или сердечной недостаточности. В обеих случаях применение ЭКМО предоставляет пациенту второй шанс.

Позвольте совершить небольшой исторический экскурс, чтобы описать тот эффект, который массовое применение технологии экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) производит на перспективы ведения тяжелых, но потенциально возвратных больных в реанимациях Украины.

К концу 80-х годов прошлого века медицина позднего СССР отставала от медицины развитых стран Запада ровно так, как и все технологические производства социалистической экономики. Одной из отраслей оказалась методика заместительной почечной терапии. Аппараты для диализа были чем-то рутинным в Западной и Северной Европе. Соседняя Швеция уже стала одним из глобальных лидеров в производстве оборудования для заместительной почечной терапии. А советские граждане с хронической болезнью почек последних стадий правдами и неправдами мечтали поехать в санатории солнечного Узбекистана, где, пользуясь уникальной сухостью воздуха, можно было естественным путем получить облегчение подобно тому, которое Антон Павлович Чехов искал для своей любимой на Южном берегу Крыма почти столетие тому назад. То есть залечиваться теми средствами, которые использовали еще при царе, на излете своего существования.

И только масштабная природная катастрофа в виде землетрясения в Спитаки, многочисленные раненые молодого возраста с длительными сдавлениями и размозжениями выявили страшный дефицит здравоохранения страны в искусственных почках. Массово поступившая гуманитарная помощь от ненавидимых стран Запада в профильные реанимации по всей стране познакомила докторов с современным чудом техники, не знакомым до того – аппаратом для диализа.

Были там и продвинутые модели, позволявшие проводить длительные сеансы детоксикации – все что нужно было для спасения людей с травмами, выжившими под обломками панельных домов, но обреченными позже погибнуть от почечной недостаточности, когда клубочки нефронов забивались детритом от миолиза – расщепления собственных мышц.

И такая пертурбация сыграла плодотворную роль. Ведь полно состояний, когда у человека развивается острая почечная недостаточность, но всего два-три сеанса ЗПТ (заместительной почечной терапии) позволят спасти его жизнь, и проблем с почками до конца его дней больше не будет. Это регулярный сюжет лечения обширных ожогов.

Потому современные центры комбустиологии всегда оборудуются аппаратами для ЗПТ. А еще токсикология, отравления, общие реанимации (особенно когда лечат острые панкреатиты) и многие другие ситуации. Острая почечная недостаточность может осложнить течение большого числа разных заболеваний. Но теперь специалисты отделений интенсивной терапии хорошо знают, что ситуация обратима, нужен диализ.

Так же дело состоит и с технологией ЭКМО и применением его у больных с вирусными пневмониями.

Последнее – триггер для роста числа случаев использования. Но по факту, совладать с острой дыхательной недостаточностью, или острой сердечной недостаточностью, или, что всего хуже, - с их комбинацией – мечта интенсивиста абсолютно любой реанимации. Ведь число умирающих больных молодого возраста в нашей стране очень велико. За них имеет смысл бороться если не из гуманитарной – даже с экономической точки зрения. Ситуации эти часты. Скажем, поражения легких после травм, ДТП, тромбоэмболии легочных артерий, заметно помолодевшие инфаркты миокарда.

Технология ЭКМО предоставляет доктору из отделения реанимации возможность побороть острую дыхательную недостаточность и/или сердечную недостаточность, выиграть для пациента неделю-две-три жизни, за такое время в молодом организме могут проходить невероятные процессы выздоровления, невиданные нашими докторами до этого (всех пациентов без ЭКМО они выписывают коллеге-паталогоанатому раньше: он и ставит потом окончательный диагноз).

Реаниматологу достаточно единожды в жизни увидеть полное восстановление легких после тотального поражения при вирусной пневмонии через 6-8 недель – и он будет пытаться помочь каждому своему пациенту с дыхательной недостаточностью впредь.
Будущее – за технологией ЭКМО.

Информация по телефону