Главная

Перспективы развития технологии ЭКМО в Украине: прошлое и будущее

Перспективы развития технологии ЭКМО в Украине: прошлое и будущее


Перспективы развития технологии ЭКМО в Украине: прошлое и будущее

По состоянию на начало 2022 года мы, как официальный дистрибьютор лидера в производстве оборудования и расходных элементов для ЭКМО во всем мире, Getinge Group (Maquet), с умеренным оптимизмом смотрим на будущее развитие ЭКМО в нашей стране.

Наша компания, стоит отметить, уже много лет ждала того момента, который, как нам представляется, наступает на рынке сейчас.

Уже более 40 лет технология ЭКМО развивается во всем мире, и рынок этого оборудования и расходников переживал все это время неутомимый рост. При чем в динамике роста прослеживались определенные этапы, отличающиеся скоростью роста рынка.

Сначала методика экстракорпоральной поддержки жизнедеятельности (она же экстракорпоральная мембранная оксигенация, она же – ЭКМО) была уделом университетских клиник и высокоспециализированных медицинских учреждений. А сфера применения ограничивалась даже не столько несколькими показаниями, сколько небольшим числом клиницистов-энтузиастов, способных провести тяжелую и травматичную процедуру на безнадежном больном – такова была парадигма ЭКМО на Западе до 90-х годов прошлого века. Но потом, с появлением нового оборудования, технология стала намного доступнее и практичнее, а рынок неминуемо возрос.

В первую очередь сыграли свою роль появление центрифужных насосов в самих аппаратах для ЭКМО, а также диффузионных мембран из полиметилпентена в микротрубочках оксигенаторов в одноразовых наборах для ЭКМО.

Компания, которую мы представляем в Украине, стояла у самих истоков этого этапа. На тот момент она называлась Maquet.

Maquet на начало 1990-х предложило миру отдельно стоящую консоль под названием ROTAFLOW и революционный оксигенатор Quadrox-iD, в последствии ставший компонентом наиболее массового одноразового расходника для ЭКМО, определившего не только распространение и успех методики в мире, но и задавшего стандарт качества ее проведения. Этот набор – PLS (Permanent Life Support).

В Украине технология ЭКМО искала свое место под солнцем очень долго. Девяностые годы стали эпохой, которая в технологическом отношении была пропущена отечественной медициной, с трудом выживавшей в то время. Многие доктора интенсивной терапии впервые ознакомились с возможностью подобных процедур только тогда, когда на Западе они переживали уже вторую революцию и массовый рост числа случаев и сфер показаний. А произошло это в 2009 году, и триггером стал свиной грипп, H1N1. Именно при нем развивалась атипичная пневмония, от которой умирали пациенты по всему миру, а обычная поддержка в отделениях интенсивной терапии в виде искусственной вентиляции легких не позволяла обеспечить адекватного газообмена у тяжелых пациентов, которые в итоге погибали.

ЭКМО стало последней надеждой, и переместилось от обычных кардиохирургических стационаров и отделов трансплантологии в инфекционные и общие реанимации. С ним познакомилось значительно больше врачей, которые обучились методике. Рынок ЭКМО вырос в разы.

В Украине в это время количество ЭКМО случаев было невелико, а серия проведенных сеансов декарбонизации на более примитивной аппаратуре (фактически одноразовом расходнике, без поддержки аппарата) дала обратный эффект – появились доктора, считавшие данную методику полноценным ЭКМО, и они наблюдали ее неэффективность, которую в принципе опытный специалист мог предположить заранее. Но аппаратов и расходников для массового применения не было.

С подобной картиной украинская медицина столкнулась и два года назад, когда весь мир захлестнул тотальный дефицит всего, что связано с ЭКМО. Очередь на аппаратуру доходила до года, расходники приходилось заказывать и ожидать многие месяцы. Зато технологию освоили уже больше докторов, появились свои экспертные центры. И произошла важная перемена, о которой сейчас и скажем.

Проблема прошлых лет в ЭКМО в нашей стране состояла в спорадичности запроса на методику. Классический пример: в каком-то городе происходит вспышка краснухи, несколько тяжелых детей попадают в стационар. С каждым летальным исходом, особенно у ребенка, возрастает запрос докторов в появлении аппарата и обучении. Когда эпидемия сходит на нет – обо всем забывают.

Украинской медицине для развития методики ЭКМО требовалась постоянная сфера ее применения. Посткардиотомные сердечные слабости в кардиохирургии не давали должного количества случаев, эндоваскулярные вмешательства на тяжелых пациентах, находящихся на ЭКМО, практически отсутствовали.

Но в последний год бурное развитие трансплантологии в нашей стране неминуемо подтолкнуло и ЭКМО. Дело в том, что без полноценного овладения ЭКМО проводить трансплантацию сердца невозможно, а трансплантация легких без ЭКМО – опасна и совершенно исключена сейчас в мире. Две эти операции – ключевые для трансплантологии. И мы резонно ожидаем роста спроса как на оборудование, так и на расходники для ЭКМО в Украине.

Информация по телефону