Главная

Когда «дорогая» технология ЭКМО становится единственной доступной опцией, потому что другие – невозможны в отечественной медицине из-за заоблачной сметы

Когда «дорогая» технология ЭКМО становится единственной доступной опцией, потому что другие – невозможны в отечественной медицине из-за заоблачной сметы


Когда «дорогая» технология ЭКМО становится единственной доступной опцией, потому что другие – невозможны в отечественной медицине из-за заоблачной сметы

К 2025 году в Украине и медики, и даже рядовые граждане уже знают об ЭКМО. Этому поспособствовали как вирусные эпидемии, так и развитие трансплантологии, где без ЭКМО – никак. Первое что приходит на мысль многих об ЭКМО – это дорогая технология. Но это только потому, что все остальные методики по более высокой цене вообще недоступны.

Спасательная технология ЭКМО в Украине дарит в интенсивные терапии возможности, до сих пор недоступные из-за нехватки средств. Еще лет 20 тому назад неэффективность вентиляции на аппарате ИВЛ в реанимации становилась приговором. Интенсивная терапия заканчивалась на аппаратах, фактически заменявших мешок Амбу в руках неутомимого анестезиолога. И ничего лучше принудительного вдоха/выдоха за счет машины не было. Да и последние машины – это в основном были советские динозавры. Бриз и другие. На том и точка.

А в настоящее время в развитом мире технология экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) уже получила аппараты нового поколения, не разрушавшие кровь при длительном использовании.

Этим был заложен фундамент технологического перехода и будущего массового успеха на протяжении первой в 21 веке эпидемии свиного гриппа, H1N1. Тогда с ней познакомились реаниматологи по всему миру. Это привело к массовому интересу специалистов и переосмыслению концепции ЭКМО как спасительной в самом широком спектре показаний.

Ведь что, по сути, есть ЭКМО?

Во-первых, – принудительный аппаратный газообмен крови больного в искусственном внешнем круге кровообращения. Что позволяет без медикаментов и опосредованных воздействий на собственную дыхательную и сердечно-сосудистую систему пациента произвести коррекцию газов крови. Последнее позволяет за минуты «полечить» состояния, которые раньше ставили крест на перспективах больного. Без каких-либо вариантов с ИВЛ и кислородом.

Во-вторых – циркуляторная поддержка, возможность временно протезировать функцию собственного сердца вообще или поддерживать ее, пока сердце «врабатывается». Последняя опция стала спасительной для кардиохирургов и эндоваскулярных хирургов, и именно они стали неофитами, которые несли методику в массы все эти годы. Да, собственно, происходило и в Украине.

За эти десятилетия методика ЭКМО относительно не стала гораздо дешевле. Учитывая опыт стран, где количество случаев применения выросло экспоненциально, - все дело в количестве запусков.

Одно дело сотня-две на десятки миллионов населения, и совсем другое – тысячи, например, в Турции или Польше. Тогда ситуация меняется, хоть и не в разы. Но почему так? Собственно, технология ЭКМО – самая дешевая среди существующих методов искусственной поддержки жизнедеятельности. Последние включают и другие, даже более физиологические и продвинутые меры, но они еще более сложны, и не столь массовые. Поэтому еще дороже.

Рассмотрим, например, что происходит с пациентом с сердечной недостаточностью терминальной стадии, ожидающего трансплантации сердца на Западе?

Сначала он может поступить в реанимацию после внезапной остановки сердца где-то у себя дома или на улице, или в больнице, после того как его реанимировали, а также перевели СЛР (сердечно-легочную реанимацию) в модальность экмо-СЛР, подключив во время проведения реанимации к аппарату ЭКМО. Что ж, он построит на нем от силы 5-7 суток. И нужно будет что-то решать, ведь так быстро донорское сердце обычно не находится. А вено-артериальное ЭКМО не лучший метод поддержки, потому что физиологический, - например Impella, своеобразный маленький архимедов винт, прокачивающий собственную кровь пациента от левого желудочка сердца в аорту с объемом, который собственно нужен.

При отсутствии изменений в легких и необходимости коррекции газового состава крови на ЭКМО – от аппарата экстракорпоральной мембранной оксигенации можно вообще отказаться. Но эта методика значительно дороже ЭКМО, и в Украине вообще не представлена. В дальнейшем возникает вопрос, что потенциальному реципиенту донорского органа опасно неделями и даже месяцами ожидать сердце в больнице. За такое время он вполне может поймать в больнице опасную флору и получить инфекционные осложнения еще до желаемой трансплантации. Роковую пневмонию, например.

Так что есть решение и такой проблемы. Это постановка LVAD. Искусственный левый желудочек. Этот аппарат – индивидуальное устройство, имплантируемое в грудную клетку пациента. После чего последний своими ногами идет домой и уже там ждет донорское сердце. Эти технологии носят название моста до трансплантации. А ЭКМО в данном случае становится мостом к мосту.

Но в Украине есть только один мост. Самый дешевый из ныне существующих в мире. ЭКМО по сути безальтернативно. Для этого мы имеем много случаев рекордного по продолжительности ЭКМО. Они становятся настоящими достижениями и для коллективов реанимаций, и для пациентов, особенно если они дождутся своих новых сердец. Однако это от безысходности, потому что все другие варианты из-за дороговизны недоступны.

Так что ЭКМО – это недешево. Но это доступная в Украине разработка искусственной поддержки жизнедеятельности. Жизненная необходима пациентам, которых еще можно спасти. И лелеять и развивать ЭКМО – единственный путь, ведущий современную украинскую медицину вперед.